Обзор детской игры «Учусь читать с Чипо»

chipo-slide1

Мы с 4-летней дочкой продолжаем медленно и ненавязчиво двигаться по пути освоения чтения, и я продолжаю писать о том, как мы это делаем. Сегодня будет небольшой обзор обучающей игры "Учусь читать с Чипо", в которую мы играем две недели.

Попутно скажу, что есть вариант установки игрушки на мобильные устройства (версии под iPad и Android), и вариант on-line игры на обычном компьютере.

Игра платная, недорогая, стоит около 33,00 украинских гривен (платили за мобильную версию), видела цену за on-line игру на обычном компьютере — 130,00 российских рублей.

Для того, чтобы получить представление об игре до оплаты, разработчик сделал демо-версию on-line игры (демо).

В основу игрушки положена методика складового чтения. Склад – это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или же даже одна буква (СО-БА-КА, ПА-РО-ВО-3, А-И-С-Т). Склад  — это совсем не то же самое, что слог: они могут совпадать (например, в слове «зима» 2 слога и 2 склада), но чаще происходит обратное (например, в слове «всплеск» 1 слог, но 6 складов).

Метод складового чтения не новый (по складам учил читать крестьянских детей Лев Толстой, по ним же осваивал русский язык маленький Алёша Пешков). Самой же известной из складовых методик является методика Николая Зайцева.

Теперь о реализации методики в игре и об оформлении.

Цель в игре — накормить симпатичного попугайчика Чипо всякими вкусняшками, типа пирожных, конфет, фруктов, мороженого и напитков (некоторые из которых, почему-то, налиты в бокалы для коктейлей, и отнюдь не молочных). Вкусняшку он получает за каждый правильный ответ ребенка. За ошибочные же ответы Чипо достаются жуки, червяки и прочие несъедобные предметы. Таким образом, мотивационная составляющая игры для ребенка — ежедневная забота-кормление попугайчика.

Из нашего опыта: после 2-3 раза новизна пропала, и игра стала гораздо менее привлекательной для дочери, но понимание, что попугая нужно кормить каждый день, позволяет нам спокойно возвращаться к игре и прочитывать несколько десятков слов, слушая подбадривания и благодарности Чипо.

Графика игрушки и сам попугайчик приятные, озвучка Чипо нам тоже очень понравилась, особенно  его слова "Спасибо, мой кормилец!" 🙂

В игре 3 раздела:

  • Слоги;
  • Слова по форме;
  • Слова оп темам.

chipo-slide2

В разделе "Слоги" можно выбрать игру с 6-ю самыми часто встречающимися гласными: "А", "О", "У", "Ы", "Е", "И". Ребенку нужно будет находить картинки, названия которых начинаются с указанного слога. На слоги можно нажимать и они будут озвучиваться голосом. Отсутствие слогов в игре с остальными гласными алфавита ("Я", "Ё", "Ю", "Э") разработчик объясняет тем, что (цитирую) "Мы пока не можем найти выход для слогов с другими гласными. Там очень мало слов начинающихся на эти слоги. И многие слова детям будут вообще не понятны."

chipo-slide3

Перейдя в раздел "Слова по форме", можно читать целые слова, начав, к примеру, с самых простых 2-сложных слов, таких как "каша", "ваза", а затем постепенно переходить к чтению 3-х, 4-х сложных слов и т.д.

chipo-slide4

И, наконец, в разделе "Слова по темам" собрано множество слов различной сложности чтения, объединенных общей темой: "ЦВЕТЫ", "МАШИНЫ", "МЕБЕЛЬ" и т.д. В целом, для расширения кругозора и словарного запаса неплохо, хотя в некоторых темах довольно сложно идентифицировать картинку со словом даже взрослому, не то что ребенку.

Теперь о недостатках игрушки, которых вылезло немало в процессе наших занятий:

  1. Неэффективное использование игрового поля, что особенно критично для гаджетов с небольшим экраном, вроде смартфонов. Фон игрушки, конечно, милый и красочный, но когда он занимает более 50% экрана смартфона, то буквы и картинки выглядят мелкими, а ведь именно их нужно рассматривать и читать.
  2. Включенные по умолчанию при запуске игры "подсказки". В настройках игрушки имеется возможность включать/выключать "подсказки" (то есть, надписи к картинкам). Но, по моему мнению, эти "подсказки" могут быть полезны разве что взрослому, который не может понять, что же такое изображено на картинке. Для играющего ребенка они бесполезны и даже вредны, поскольку сообразительный малыш довольно быстро начинает использовать эти подписи к картинкам, чтобы выбирать правильные ответы, не прочитывая самого слова или слога, а просто сравнивая начертание слова в задании и в подписи.
  3. Некорректная озвучка местами:
  • произнесение звука "Й", как "ИЙ". В результате ребенок слышит "ЧАИЙ" вместо "ЧАЙ", "ЗАИЙЦЫ" вместо "ЗАЙЦЫ" и "МАИЙКА" вместо "МАЙКА";
  • слог "КУ" озвучен как "ПУ", поэтому слышится "ПУБИКИ" вместо "КУБИКИ", "ПУРИЦА" вместо "КУРИЦА", "ПУКЛА" вместо "КУКЛА" и "ФИПУС" вместо "ФИКУС". Но особенно мы оценили "ПУПУРУЗА" вместо "КУКУРУЗА" :). Остальные склады со звуком "К" озвучены правильно;
  • склад "ЖЁ", почему-то, произносится со смягчением звука "Ж". Мы в обычной жизни так не говорим, поэтому звучит это странно;
  • склад "ЦЕ" тоже проговаривается, смягчая звук "Ц".

      4. Встречается некорректное выделение складов цветами. Разработчик пишет, что "Склады в словах раскрашены разным цветом. Черным цветом раскрашен ударный слог, остальные склады —                                     просто чередование оттенков зеленого цвета." Отсюда следует, что каждый склад должен отличаться по цвету от соседних с ним, а слог, на который падает ударение, должен быть черного цвета. Что                     мы имеем в игре:

  • в словах "ЛАЙНЕР", "МАСТЕР", "БАЯН", "МАЯК", ЗАЯЦ" — два рядом стоящих склада имеют один цвет;
  • в словах "ШЁЛК", "МАЯК", "СОЛЬ", "ПАЛЬМА" — черным цветом выделены не ударные склады.

      5. Есть ошибки в названиях разделов. Так, разделы "Два открытых слога (часть 1)" и "Два открытых слога (часть 2)" на самом деле содержат слова с двумя закрытыми слогами, такие так "КОЛПАК",                           "МОСТИК", "БАЛКОН" и т.д. Для занятий ребенка это, конечно, не важно, но все же…

      6. Ну и, наконец, встречаются грамматические ошибки в словах: написано "ТРАТУАР" вместо "ТРОТУАР"; "ПЛАВЕЦ" вместо "ПЛОВЕЦ"; "ГРЕЙПФРУКТ" вместо "ГРЕЙПФРУТ".

Учитывая, что последнее обновление игрушки было сделано в 2014 году, думаю, не стоит рассчитывать, что разработчики исправят все (или хотя бы часть) вышеуказанных ошибок.

И все же, несмотря на все недостатки, мы продолжаем играть с Чипо. Обнаруженные "неправильности" ребенок уже либо сам исправляет (после нескольких прочтений), либо делаем это вместе. Дочка знает, что все люди могут ошибаться, даже дяди-разработчики игрушек :), поэтому относится к "ПУПУРУЗЕ" с пониманием и юмором.

Кстати, играем в Чипо мы с ней всегда только вместе, поскольку считаю, что в этом случае отдача и польза максимальные.

И, наконец, самый жирный плюс этой игре в нашем случае — легкодостижимая РЕГУЛЯРНОСТЬ занятий чтением. Если в "Зверобуквы" у нас получается поиграть далеко не каждый день (кроме желания, нужно минут 20 времени), то 3 минуты на Чипо у нас есть всегда. Опять же, оставлять бедного попугайчика голодным никак нельзя :).

Кстати, разработчики действительно всерьез подошли к расширению словарного запаса ребенка и заботливо включили в игру слово "ГАМАЮН". У дочки сразу возник вопрос, что это за тетя с крылышками и лапками? 🙂

gamaun

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *