На авто по Румынии, Болгарии и Молдове. Через границы по безвизу

Как все начиналось: На авто по Румынии, Болгарии и Молдове. Черновицкий национальный университет

За все время нашего путешествия нам пришлось пересечь 5 границ:

  • Украина — Румыния: пропускные пункты (ПП) Порубное-Сирет
  • Румыния — Болгария: ПП Джурджу-Русе:

  • Болгария — Румыния: ПП Кардам-Негру Водэ
  • Румыния — Молдова: ПП Оанча-Кагул:

  • Молдова — Украина: ПП Паланка-Маяки

Для лучшего восприятия — пограничные пропускные пункты на карте:

Коротко о том, что требуется путешественникам на авто с биометрическими паспортами для пересечения границ стран-членов ЕС (в нашем случае это Румыния и Болгария):

  • загранпаспорт биометрический на каждого путешественника, включая детей (независимо от возраста);
  • свидетельство о регистрации автомобиля;
  • водительские права международного образца;
  • «зеленая карта» на машину;
  • медицинские страховки на всех путешествующих;
  • денежные средства в наличном виде или на банковской карте. Вот тут примерные размеры требуемого финансового обеспечения поездки по странам (источник politeka.net):

По нашему опыту, ни на одной из границ никто даже не заикнулся спросить о нашей финансовой состоятельности.

  • подтверждение бронирование жилья (например, распечатка вашей брони жилья с booking.comairbnb.com) или приглашение в произвольном виде от того человека, у которого собираетесь остановиться.

Аналогично предыдущему пункту, заботливо распечататанные нами брони с букинга и airbnb пролежали все время без дела, пограничникам не было интересно, где мы собираемся жить.

Ну, и конечно, автопутешественникам стоит позаботиться о технической исправности и правильной комплектации машины. Все это будет иметь значение и при пересечении границы и при дальнейшем передвижении по чужой стране. Чтобы минимизировать вероятность проблем с «железным конем» в путешествии желательно пройти внеочередной техосмотр и проверить комплектацию авто. Что должно быть в машине:

  • аптечка «Евростандарт»;
  • 2 знака аварийной остановки (это актуально, например, для Румынии, Кипра и Турции. Для многих других стран достаточно 1 знака);
  • огнетушитель на 1 л. (у нас бы объемом 0,5 л., поэтому докупили еще один на 0,5 л. В сумме получился 1л.smiley);
  • светоотражающий жилет (в некоторых странах требуются жилеты на всех, находящихся в машине, поэтому лучше этот момент уточнить перед поездкой в конкретную страну, информации в инете достаточно);
  • запасное колесо, домкрат, буксировочный трос (без этого и по родной стране лучше не ездить wink);
  • запасные лампы для фар. С одной стороны, это скорее рекомендация, иметь запасной набор лампочек, на случай, если перегорят имеющиеся. С другой же стороны, в тех странах, где круглогодичное использование фар ближнего света в дневное время является обязательным (а таких стран немало), в случае перегорания лампочек возникают большие вопросы: «Где взять?» и «Сколько стоит?.»

Почему мы выбрали именно такой маршрут путешествия?

Потому что такой маршрут отвечал нашим главным интересам:

  • желание посмотреть природу и достопримечательности Румынии;
  • желание составить впечатление о Молдове;
  • приемлемое качество и загруженность дорог. Этот критерий пришлось оценивать по прошлогодним отзывам людей, а ведь, как известно, «все течет, все меняется», и не всегда в лучшую сторону;
  • желание встретиться с родственниками в Одессе по пути домой;
  • и последнее, невысокая загруженность пунктов переходов на границах. Это был самый непредсказуемый момент во всей поездке, на который еще накладывалось недавнее введение безвиза. В наш план поездки были заложены вечерние проходы пограничных пунктов и вероятность оказаться ночью в незнакомом городе в поисках своего забронированного отеля была ненулевая.

Про каждую границу в отдельности рассказывать нет смысла, в целом все было четко, оперативно, без лишних вопросов и досмотров (отдать 4 паспорта + техпаспорт и спустя немного времени получить их обратно с пожеланием доброго пути), по времени от 30 минут до часа.

Остановлюсь только на двух пропускных пунктах, каждый из которых удивил, только один со знаком «+», а другой — со знаком «-«.

Итак, порадовал украинский пункт в Порубном, где пограничник, увидев нашу младшую девочку, порекомендовал нам переехать в соседнюю, более короткую, очередь. В итоге, справились мы быстрее, чем было бы в обычной очереди.

А разочаровал, и это еще мягко сказано, пункт в болгарском Русе, к которому мы подъехали около семи часов вечера.

Мы довольно быстро преодолели пограничный выезд из Румынии в Джурджу и въехали на платный мост через Дунай (когда-то «Мост Дружбы», а теперь «Дунав Mост»). Нужно сказать, что в этом месте граница между Румынией и Болгарией проходит прямехонько посредине Дуная. И размер платы за проезд по мосту зависит от того, с какой стороны вы на него заезжаете. Если со стороны Румынии — платите 3 евро (13 румынских лей, если так удобнее), а если со стороны Болгарии — всего 2 евро. Вот такая политика-арифметика.

Возвращаясь к въезду в Болгарию, почти доехав до конца моста мы уткнулись в фуру. Вообще, мы уже привыкли, что на любой границе есть отдельная очередь для пассажирских перевозок и отдельная для фур. «Видимо здесь все по-другому» — мрачно подумали мы и приготовились к долгому ожиданию. Прошло несколько минут и пристроившаяся было за нами легковая машина вдруг завелась и порулила на «встречку». Быстро сориентировавшись и увидев то ли румынские, то ли болгарские номера на машине, мы резво последовали за ней. Проехав мимо нескольких фур мы, наконец, достигли конца моста и вот тут увидели, куда мы попали: «Добро пожаловать в хаос и бардак!» Сразу за мостом начинался болгарский ПП Русе.

У фур на этом пограничном пункте все-таки была своя отдельная очередь, но из-за узкого моста (представьте себе металлическую конструкцию шириной в две машины (то есть в одну сторону — одна полоса) и высотой в несколько десятков метров), своих немаленьких габаритов и общей неразберихи, когда все ехали кто-куда хотел, фуры образовывали заторы уже на подъезде к пропускным будкам. Да этот пограничный пункт вообще не рассчитан на мало-мальски длинную очередь!

Второй возмутительный момент здесь был в том, что масса водителей, вместо того, чтобы чинно встать в конец очереди, постоянно внаглую пытались вклиниться в ее середину. Такое на пограничном пункте встречаю впервые. Кстати, подобное поведение в итоге привело к реальному ДТП на границе. Два представителя братских народов, румынского и болгарского, не смогли договориться, кому первому проезжать, в результате один другому то ли отломал, то ли просто поцарапал и сложил боковое зеркало заднего вида. После инцидента оба уже никуда не спешили, а просто дожидались полиции. Один из них в ожидании развлекал себя и таможенника возмущенной беседой о случившемся 😀 .

Ну, и на закуску, та очередь, куда мы встали вначале, по какой-то совершенно загадочной причине абсолютно не двигалась! Соседняя — напротив, двигалась довольно резво, так, что мы, дождавшись удобного случая, переехали в хвост этой быстрой очереди. Решение оказалось правильным — мы стали приближаться к заветному окошку. Весь этот бардак отнял у нас больше двух часов времени, про нервы молчу.

В связи с вопросом очередей на границах хочется отметить существование современных онлайн-сервисов разных стран, показывающих загруженность пограничных пунктов на определенный момент времени и время ожидания в очереди. Информация на них обновляется в среднем каждые 3 часа:

  • загруженность ПП на границах Украины. Отличный ресурс с массой полезной информации как о самих пропускных пунктах, так и о состоянии их загруженности (количество легковых авто перед ПП; скорость оформления легковых авто/час). Здесь же есть дата последнего обновления и даже возможность посмотреть видео с on-line камер на ПП (если они там установлены). С условными обозначениями все просто: зеленые машинкивремя ожидания меньше 1 часа; синие машинки — время ожидания около 2-х часов; красные машинки — ждать прийдется больше 2-х часов.
  • загруженность ПП на границах Румынии. Здесь тоже все доходчиво, но информации меньше. В верхнем меню нужно проверить, что выбрана закладка «Autoturisme». Затем там же определиться, что вас интересует: въезд в страну («Intrare») или выезд («Ieșire»). При клике на значок ПП на карте выводится информация о времени ожидания в минутах. Если перейти в закладку «Список» («Listă») в правом верхнем меню — можно посмотреть всю информацию в виде таблицы.
  • загруженность ПП на границах Молдовы. Абсолютно идентично румынскому ресурсу.
  • загруженность ПП на границах Болгарии. Самый неудобный и бедный ресурс, но какой есть. Болгары при описании загруженности трафика на границах оперируют терминами «нормально» и «интенсивное движение»laugh.

Кстати, для работы с ресурсами на румынском, болгарском и других языках удобно пользоваться переводчиком Гугл.

Качеству дорог по нашему маршруту в целом за все путешествие можно поставить «4». Платные дороги и Румынии и Болгарии (особенно в горной местности) вполне приличные, без ям и наплывов асфальта. Бесплатные украинские — тоже ничего, больших претензий нет, в конце концов, уже знаешь, чего от них можно ожидатьwink.

А вот платные молдавские трассы оставили впечатление какого-то нелепого недоразумения. Когда ты за услугу заплатил, но ее не получил. И пожаловаться некому.

Так вот, на участке дороги от границы Молдовы, от Кагула, автодорога, в понимании нормального современного человека, просто отсутствует. «Это» можно назвать «стиральной доской», дырявым асфальтом, покрытием из щебенки, но не автодорогой за 4 евро. Скорость местами приходилось сбрасывать до 5 км/ч и прокрадываться «встречкой» и обочинами.

Ни в коем случае не рекомендую ехать по Молдове в темное время суток — все шансы остаться без колес!!! 🙁 .

Итог.

В целом, опыт путешествия в рамках безвиза с ЕС получился очень положительный. Вспоминаю, сколько времени ушло в прошлом году на оформление шенгенской визы… В этом году документальная подготовка к поездке прошла куда как быстрее. Да и семидесяти евро (визовый сбор за двоих человек) можно найти лучшее применение, правда? 😉

To be continued…

2 comments

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *