Как запоминать стихи — наш опыт

list

Какой родитель, да и просто взрослый, не умиляется, услышав, как ребенок старательно декламирует детский стишок? А вот каким образом, какими усилиями, этот стишок оказался в детской памяти? Легко ли это для детей — запоминать стихи?

Многие родители впервые сталкиваются с необходимостью выучить с ребенком стихотворение, когда идет подготовка к какому-нибудь празднику в детском саду.

Воспитатель просто раздает родителям листочки со стишками и просит подготовить с ребенком к такой-то дате. Знакомо? Мы с дочкой впервые пытались выучить стихотворение к Новому году в детском саду, когда ей было 3 года. И без того непростое дело усугублялось следующим:

  • дочка еще не очень хорошо разговаривала, и многие слова в ее исполнении были просто непонятны непосвященнымsmiley;
  • текст заданного стихотворения, мягко говоря, не был адаптирован к возрасту ребенка, в нем было множество непонятных слов и труднопроизносимых и буквосочетаний;
  • стихотворение было на не родном для ребенка языке — украинском.

Это была ясельная группа, и стихи для заучивания раздавались не всем деткам. Видимо, воспитатели выбирали бойких, громкоголосых, относительно хорошо говорящих воспитанников, и дочь оказалась в числе таких. Я с самого начала высказала воспитательнице свои сомнения по поводу того, сможем ли мы сносно выучить и продекламировать эти стихи, на что она предложила нам все же попробовать. Тем же вечером мы приступили к изучению.

Первые два вечера мы разбирали непонятные ребенку слова и пытались повторять за мамой по одной строчке. Причем ребенку это занятие явно казалось странным, неинтересным и бесполезным делом. Через неделю я отдала воспитателю обратно листочек со стихотворением, со словами, что дочка не хочет рассказывать стихи на утреннике. И это была правда. С одной стороны, за неделю мы не продвинулись дальше повторения по одной строке (в четверостишие строки никак не хотели соединяться), с другой — дочь прямо сказала, что она не хочет ничего рассказывать. На этом наши мучения закончились и больше мы эти строки не вспоминали. Но каково же было мое удивление, когда еще через неделю Алина вдруг продекламировала эти злосчастные стихи дома, просто так, между прочим.surprise

Выходит, необходимо было время, чтобы нужные слова, в нужной последовательности расставить по полочкам памяти, а затем все это воспроизвести.

С тех пор прошло полтора года. За это время дочь готовила стихи к двум садиковским утренникам. Учили мы их спокойно, неторопливо, между делом, не нацеливаясь на немедленный результат. Так же, как запоминаем остальные стихи, которые учим просто потому, что они нам нравятся.

Итак, вот наши 5 принципов эффективного запоминания детьми текстов стихотворений и песен:

  1. Наличие потенциальной любви к рифмованным строкам у родителя. Если вы на дух не переносите поэзию, вряд ли удастся привить любовь к ней чаду.
  2. Текст для запоминания должен быть в течение дня почаще на виду. Я просто нахожу на необъятных просторах всемирной паутины стихи, распечатываю их на листах формата А4 и развешиваю на стенах, дверях, дверцах мебели и прочем. Печатаю с двух сторон в целях экономии бумаги. Выучив один текст, мы переворачиваем лист и, вуаля — новое произведение!
  3. Учить только те тексты, которые нравятся. Когда я подбираю детям стихи для разучивания, то ориентируюсь на то, что нравится лично мне, что у меня находит отклик. Дочка легко заражается моим воодушевлением и повторение идет как по маслу. В случае со старшей 10-летней дочерью, которая хорошо читает сама, пользуюсь тем же принципом подбора текстов. Что-то из отобранного она выучивает в первую очередь, что-то не идет совсем, что-то начинает декламировать после того, как услышит эти строки в моем исполнении. Кроме стихов, подобранных для младшей, я стараюсь разучивать и те, что предназначены для старшей, подлиннее, посерьезнее, посложнее.
  4. К коротеньким стишкам для младшей, по возможности, стараюсь подбирать движения руками, ногами, пальчиками и т.д., которые иллюстрируют отдельные строки стихов. Получается этакая пальчиковая игра. Не уверена, что стихи с движениями запоминаются быстрее, но интерес именно к таким стихам несомненно больше и процесс заучивания веселее.
  5. На начальном этапе запоминания нечитающим ребенком отлично работает такой прием: родитель проговаривает начало строки стихотворения, а ребенок окончание (1 или 2 слова). Обычно эти последние в строке слова запоминаются очень быстро, что придает ребенку уверенность в том, что у него все отлично получается, и он почти сам продекламировал стихотворениеwink.

А вот наши стихи для разучивания, для обеих дочек. Сейчас на улице весна, поэтому все стихи на весеннюю тему.

poem1poem2poem3poem4poem5

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *